Обучение детей счету можно проводить как в игровой форме (что для малышей предпочтительнее), так и используя различный материал, с помощью которого ребенка можно обучить прямому и обратному счету в пределах 10, научить соотносить числа и количества, познакомить с многозначными числами.
У детей абстрактное мышление развито слабо. Маленькие дети лучше воспринимают информацию, если выполняют задания руками и видят результаты своих действий. Восприятие информации на слух – это следующий этап развития ребенка.
Когда и как начинать обучать ребенка счету
Обучение счету – важный этап подготовки к школе, но понятия чисел можно ввести еще в старшем ясельном периоде, пересчитывая ступеньки при ходьбе по лестнице, напевая различные песенки – считалочки одевая или раздевая ребенка, пересчитывая вслух застегиваемые пуговицы и кнопочки. Чтобы обучить ребенка счету надо использовать любую подходящую повседневную ситуацию. Например, накрывая на стол, можно подсчитывать салфетки: «Одна салфетка для мамы, одна для папы, одна для тебя. Всего три салфетки!» Со временем ребенок поймет, что абстрактная цифра 3 что-то означает. В данном случае, количество салфеток.
Используя такой подход, малыш к 3 — 4 годам (а некоторые и раньше) уже научится устно считать до 10, пересчитывать предметы на картинках, понимать понятие больше – меньше, что добавление нескольких предметов увеличивает их количество. Пришла бабушка в гости: положили еще одну салфетку: всего их стало четыре (обязательно это озвучили вслух). Постепенно ребенок сможет сосчитать пять предметов: пять кукол, пять машинок, но для дальнейшего обучения счету не стоит использовать их названия.
Усложняя игры и задания, можно постепенно подпитывать интерес к ребенка к счету. Устный счет самым положительным образом сказывается на умственном развитии ребенка.
При обучении счету можно задействовать зрительную и тактильную память ребенка.
Напечатайте на принтере большие цифры от 0 до 9, пусть ребенок вырежет их ножницами из бумаги (задействована мелкая моторика), и прикрепит их к каким-нибудь предметам: первый стул папин, второй мамин и так далее. В итоге ребенок своими глазами увидит, что между цифрами и числами есть связь, научится сопоставлять их и считать в уме.
Ошибки при обучении счету
- Попытка научить счету, прибавляя или убавляя по единичке, закрепляет привычку считать медленно и неэффективно. Использование при счете пальцев и палочек приводит к тому, что у ребенка не задействована память. В дальнейшем научить такого ребенка быстро считать бывает проблематично, поскольку отучить считать на пальцах трудно.
- Простое механическое повторение цифр – совсем не означает, что ребенок понимает истинное значение цифр.
- Кидаясь в крайности, заставляя ребенка учить таблицы умножения, считать до миллиона, решать уравнения приведет к тому, что у него (нее) возникнет отторжение к математике еще до школы. Различные системы обучения счету: методика Николая Зайцева с помощью карточек «Стосчет», Монтессори (обучение счету с помощью наглядных предметов), Глена Домана (также изготавливаются карточки, с точками от 1 до 100 или можно купить наборы в интернете), могут научить ребенка считать чуть ли не с пеленок, но с той же вероятностью разовьют нелюбовь к счету. Все зависит от подхода к ребенку, от того, заставляют ли его считать насильно, или он сам делает это с удовольствием. Поэтому, более продуктивно проходит обучение счету в виде игры. Раздавая конфеты куклам, разменивая нарисованные деньги, перекладывая и убирая лишние предметы, разделяя их поровну, выкладывая их в линию, по кругу и так далее, дети быстро учатся порядковому счету.
Обучая ребенка счету, важно помнить, что здесь важна мера. Выходить за рамки детских потребностей крайне не рекомендуется. Для обучения счету достаточно заниматься методично по 30 минут в день с перерывами и между делом. Знакомство с дробями и прочими математическими премудростями лучше оставить до школьного возраста.